Рывки за поводок не могут научить собаку идти рядом, не могут научить собаку подходить к хозяину. Для того чтобы научить собаку не тянуть за поводок достаточно удовлетворить потребности, которые стоят за этим поведением, и провести несложную тренировку, предложенную норвежским тренером Тюрид Ругос [2]. Собака научится подходить на зов очень быстро, если у нее хорошие отношения с хозяином. Процесс можно значительно облегчить, если выучить несколько трюков — как правильно пользоваться тоном голоса и языком телодвижений [9].
Рывки за поводок не просто бесполезны, они еще и очень вредны для здоровья собаки. В своем исследовании шведский зоопсихолог Андерс Халлгрен обнаружил, что у многих собак, которых пытались учить рывками за поводок, существуют проблемы с позвоночником. Эти проблемы, вызывая боль, в свою очередь, приводят к проблемам поведения — в том числе повышенной раздражительности, агрессии [10].
Запугивание и другие аверсивные стимулы
Аверсивные стимулы — это все то, что вызывает неприязнь, желание избегать эти стимулы. Это не обязательно боль, но так же все то, что пугает, раздражает, отторгает.
Ошейники «антилай», кольца Фишера, камни в банке и другие средства так называемого анонимного наказания
Эти средства — следующий этап эволюции наказаний. Они пытаются решить проблему своевременности наказаний, последствий наказаний болью для физического здоровья, а также в виде негативных ассоциаций с хозяином. Однако все обсуждавшиеся выше проблемы мягких наказаний остаются без решения. Пугающие, неприятные события не могут обучать, поскольку являются стрессовыми, и не предоставляют собаке альтернативного поведения, которое устраивало бы и ее, и хозяина.
Нужно помнить, что безболезненные наказания могут быть не столь безобидными, каковыми их представляют сторонники. Это наглядно показал эксперимент одного из основоположников бихевиоризма Джона Уотсона. В эксперименте в комнату с маленьким мальчиком Альбертом поместили белую лабораторную крысу. В момент, когда мальчик потянулся к крысе, экспериментатор ударил молотком в подвешенный лист железа. Мальчик заплакал. После нескольких повторений мальчик начинал плакать и показывать другие симптомы страха не только при виде белой крысы, но и в присутсвии небелого кролика, собаки, шубы и даже Уотсона в маске Санта Клауса с ватной бородой [1]. Такое обобщение (или генерализация) случается и у собак. Оно может приводить к сужению репертуара поведения, подавлению инициатив собаки, снижению самостоятельности и способности принимать решения. Собака становится беспомощной, пугливой, и поэтому быстрее прибегает к агрессии.
|