|
|
Каталог статей |
|
Черный список методов дрессировки. Изоляция, депривация
Методы обучения, использующие игнорирование, изоляцию, голод, лишение ментальной стимуляции и другие виды депривации, тоже имеют несколько точек опоры: открытия в области оперантного (инструментального) обуславливания (кондиционирования), теорию доминирования и, как обычно, проекции из опыта наказаний людей.
В бихевиористкой психологии обучения наказание снижает вероятность повторения поведения, которое наказывается. Наказание бывает двух видов — положительным (когда «прибавляют» аверсивные стимулы) и отрицательным (когда «отнимают» награждающие стимулы). Положительные наказания и их последствия мы уже разобрали — это побои, электрошоковые ошейники и тому подобное. В отрицательном наказании нежелательное поведение наказывается лишением чего-то приятного (награждающего стимула). Например, чтобы отучить собаку рычать на хозяина, когда та грызет кость, предлагалось использовать отрицательное наказание — отнимать кость. Конечно, это не научит собаку не рычать во время лакомства косточкой, а кроме того, может быть опасно. Проще научить собаку обменивать что-то вкусное на что-то более вкусное, научить доверять хозяину (для этого достаточно просто быть хорошим хозяином!), чтобы забрать что-то опасное в экстренном случае, и, конечно, помнить о естественном праве собаки на личное пространство и личный кусок.
Бихевиористская картина слишком узка и не учитывает внутренние состояния животного (эмоции, чувства, представления, желания), а также врожденные виды поведения животных. Сегодня на поведение животных смотрят с другого ракурса, и картина получается гораздо более завершенной и красочной. Если собака перевозбудилась во время игры с мячом и начинает прикусывать руки, можно забрать мяч, отвернуться и уйти. В бихевиористкой трактове это пример успешного отрицательного наказания. В современной — межвидовая коммуникация, плюс учет стресса. Но если отрицательное наказание работает далеко не всегда (потому что не обращается к причинам поведения, а работает только с внешними проявлениями этих причин), то современный взгляд на собаку дает гораздо более практичные решения.
Второй момент из оперантного обуславливания, который привел к появлению глупых и жестоких методов «воспитания собак» через лишения, это явление удовлетворения/депривации. Если животное удовлетворило свои аппетиты до какого-то стимула (например, лакомства), то его эффективность положительного подкреплении (когда поведение закрепляют «прибавлением» приятного стимула) поведения падает. Поэтому, говорили бихевиористы, чтобы повысить эффективность подкрепления лакомством, нужно, чтобы животное испытывало голод.
Как обычно, этот взгляд совершенно не учитывает стресс и тот факт, что животное в стрессе не может учиться. Его главной мотивацией будет насыщение, а не поиск решения той задачи, которую ставит перед ним человек. В лучшем случае это сделает обучение очень долгим, в худшем — даст большое количество сбоев (которые могут стоить жизни, например, служебным поисковым собакам) или вообще сорвет занятия [11]. Проблему пресыщения легко разрешить разнообразием, когда награды чередуются (например, используется несколько разных видов лакомств), используются «джекпоты» (суперприз за хорошую работу) и т.п. [12].
Другие формы «воспитания» через лишения часто связаны с ошибочной теорией доминирования и попытками «понизить собаку по рангу»
На заметку: Интернет клуб opel cascada представляет форум открывающий все вопросы касающиеся автомобиля opel cascada и не только, подробно на форуме clubcascada.ru
|
Категория: Дрессировка | Добавил: witkom (13.03.2013)
|
Просмотров: 929
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|