Разгадать тайну происхождения венгерского куваса пока не удалось ни одному ученому, поэтому история этого импозантного белого пса с храбрым сердцем, благородной внешностью и походкой аристократа – это всего лишь догадки, предположения и легенды.
Наиболее вероятной из всех кажется версия, что кувас попал на территорию Карпат с мадьярскими кочевыми племенами, которые, прежде всего, использовали этих крепких и сильных собак для защиты себя и своих скромных жилищ от разбойников и хищных животных.
Кроме того, этот пес работал пастухом и охранником рогатого скота, а его белоснежный окрас был при этом очень кстати и позволял хозяину в темноте не перепутать его с волком. Обладатель отличного нюха и слуха, кувас широко использовался и для охоты – преимущественно на оленя, волка или кабана. Надо сказать, что кувас великолепно справлялся со всеми возложенными на него обязанностями и при этом был неприхотливым в быту и еде, а также отлично переносил любую погоду.
Многие ученые ищут корни этих собак в древнем Тибете, и эти догадки не лишены смысла – вполне вероятно, что прародителями куваса были древнейшие восточные собаки. Что касается более современных предков, то, безусловно, кувас имеет общие корни с другой популярной венгерской породой – комондором, а его двоюродными братьями считаются словацкий чувач и польская подгалянская овчарка.
Кстати, кувас – одна из немногих пород, которые со времен возникновения незначительно изменили свой внешний вид.
В XV веке начался новый этап истории куваса: он стал фаворитом венгерской знати, их верным охранником и компаньоном для охоты. Кстати, считается, что и название породы произошло от слова турецкого слова «кавас», что в переводе означает «охранник родовой знати». Кувас получил высокий статус в обществе, новое место жительства – шикарные дворцы и замки, и недоступность для «простого люда» - отныне этих собак было разрешено иметь только «избранным».
Самый известный поклонник породы, король Матиуш I, никогда не появлялся на людях без своего верного четвероногого друга (или даже нескольких). Знаком высочайшего расположения считалось получить в дар щенка куваса от одной из королевских собак. Этой чести был удостоен и знаменитый граф Дракула, который впоследствии стал зятем короля. Своим четвероногим друзьям король Матиуш I доверял больше, чем своим приближенным, считая, что в отличие от человека, собака не способна на предательство. Тем более, такая собака как кувас, которая не переносит смены хозяина и, оставшись без него, практически всегда погибает.
После кончины Матиуша I популярность куваса в высшем обществе упала и он снова приступил к своим пастушьим и охранным обязанностям. Так как Венгрия на тот момент активно поставляла в Европу рогатый скот и пастухи часто перегоняли стада в другие государства, работоспособный кувас стал весьма популярен среди пастухов соседних с Венгрией стран.
После II Мировой войны в Венгрии осталось всего 30 представителей породы, но к счастью, специалистам удалось вовремя восстановить популяцию и не допустить ее полного исчезновения. Кувас стал пользоваться популярностью не только у себя на родине, но также в США и многих европейских странах.