У некоторых народов существовало представление о собаке, как душе человека, блуждающей по земле. Например, жители Сиама верили в особых демонических людей, у которых в глазах отсутствовал зрачок. Они считали, что ночью, когда те спят, их души будто бы превращаются в собак или диких кошек, рыщут по свету и лишь на заре возвращаются назад.
Кстати, подобное говорят и о ведьмах: в то время как тело ведьмы погружено в сон, ее душа в виде черной собаки, кошки или летучей мыши странствует по свету.
У многих народов существовало поверье, что ведьма особенно охотно оборачивается собакой. И довольно часто можно было услышать рассказ о человеке, который, искалечив попавшуюся ему ночью собаку, на другой день убеждался, что он причинил увечье своей соседке — колдунье. Подобные мотивы очень часто встречаются и в мировой литературе, например, у Н. В. Гоголя или в китайских сказках.
А вот одно из народных сказаний о появлении души покойника в образе собаки: «Как-то раз два христианина убили турка, он стал собакой и появлялся не только ночью, но и в полдень, нападая на стада и душа овец».
По немецкому поверью, в виде черных собак с красными глазами скитаются по ночам души самоубийц, предательски убитых людей и великих грешников — развращенных священников и несправедливых судей.
По польскому поверью, в образе собак выходят из воды души утопленников, возвращаются на свет души ведьм и самоубийц.
Со временем образ собаки-души постепенно превращается в поверьях в собак-демонов, которые в христианском мире отождествляются с чертом. Они обыкновенно бродят вокруг могил и кладбищ, нередко также переносятся в страну мертвых или в ад.
Еще чаще собаки являются проводниками на тот свет или стражами преисподней, например, известный Цербер — трехглавый пес, на шее которого шевелились змеи. Согласно греческой мифологии, он сторожил выход из подземного царства Аида, чтобы души мертвых не могли возвратиться обратно на землю. Отсюда и пошло поверье класть в гробы медовые пряники. Это делалось для того, чтобы Цербер не сжирал тела усопших.
Рассказывают, будто Пифагор рекомендовал держать собаку у рта умирающего, поскольку именно это животное достойно получить отлетающую душу и сохранить ее навсегда.
В Персии долгое время существовал обычай показывать собаке тело покойного. Весьма характерно то, что в случае смерти беременной женщины в комнату вводили двух собак.
Гуроны верили в то, что душа умершего на своем пути в загробном царстве должна перейти через мост, где на нее нападет собака.
У эскимосов был обычай класть в детские могилы черепа собак, чтобы те могли защищать души детей в загробном мире.
В некоторых традициях собаку использовали и как своеобразного «козла отпущения». Например, жители западных Гималаев раз в год поят собаку спиртом или гашишем и, накормив сладостями, проводят по селению и спускают с привязи. За животным пускаются в погоню и убивают его палками и камнями, полагая, что теперь они на год застрахованы от болезней и других напастей.
А в других местах бытовал обычай на Новый год подводить собаку к двери, давать ей кусок хлеба, а затем прогонять ее со словами: «Убирайся, собака! Если до конца года в этом доме должен случиться мор или падеж скота, пусть все это обрушится на твою голову».
|