Хороший контакт подразумевает, что вам и собаке комфортно друг с другом. Комфортно, спокойно бывает с тем, от кого не ждёшь подвоха. Конечно, неожиданности могут случаться, но, чтобы они были исключением из правила, нужно предсказывать поведение друг друга. Возможно, предсказуемым быть скучно, но, простите за тавтологию, сюрпризы приятны, когда они приятны! По мере того, как вы будете наблюдать за собакой и ставить себя на её место, она будет совершать всё меньше неожиданных для вас отрицательных поступков. К примеру, я заранее чувствую, кого из прохожих может облаять моя псица, и заблаговременно даю ей команду «рядом» и придерживаю за ошейник. Часто можно слышать: «Это собака! Никогда нельзя знать, что у неё на уме!». Это не так. Если вы настоящий друг своей собаке, вы всегда знаете, что творится в её мохнатой голове. Но и хозяин не должен устраивать животному неприятных неожиданностей! Всем известен классический пример срыва команды «ко мне»: собака нашкодила, вы подзываете её и устраиваете трёпку. Кем вы выглядите в глазах зверя? — Истериком! Вы наказали подопечного за то, что он выполнил ваше же указание!
Собака должна знать, чего ждать от хозяина в той или иной ситуации. Если подойти по команде, хозяин угостит или почешет за ухом и снова отпустит гулять. Если рвануть вперёд, хозяин раскрутит перед носом «пропеллер» концом поводка. Если вываляться вон в той душистой куче, окажешься на привязи и тут же отправишься домой мыться. Это не значит, что «дрянь хвостатая» не вываляется в куче, но ваши действия будут для неё не странным сюрпризом, а закономерным следствием собственного поведения. Но для этого вы должны регулярно их воспроизводить. Чтоб не получалось, что сегодня вы крутите «пропеллер», а завтра покорно поспеваете за тянущим псом, как вагон за паровозом; сегодня «надушенною» зверюгу увели мыться, а завтра махнули рукой и отпустили бегать. И, подходя к хозяину, собака должна точно знать, что её не начнут лупить чем ни попадя, а в любом случае похвалят. Выработайте у себя этот условный рефлекс, наконец! Чтобы при подходе собаки ваш язык автоматически выговаривал «хорошо!», а рука сама собой мягко ложилась на холку. Даже если до этого вы три часа носились по горам — по долам, вылавливая «этого паразита» (не будем выражаться нецензурно) и в груди у вас всё клокочет от праведного гнева. Гладьте и хвалите! Хвалите и гладьте! Дрессируйте себя! Это не сложно! Вы же требуете от пса «сидеть» вместо погони за кошкой! А у него тоже — клокочет!
В качестве жизненного примера могу рассказать историю. Мне казалось, что я давно вполне выдрессировала себя и умею приласкать подошедшую по команде собаку, что бы ни произошло. И вот мы гуляем в парке. Я и три моих хвоста: Ника, Баста и Стаси. В один момент я зову Нику «ко мне», она бежит, я готовлюсь угостить её, и тут вижу, что вся она, как праздничный торт, покрыта жирными розанами всевозможных оттенков коричневого… Смачно вывалялась, однако! И с двух сторон к ней приближаются Стаси и Баста… Тут надо заметить, что вымыть и вычесать-высушить самоеда (а Стаська самоед) занимает часа 3 — 4, плюс час — полтора на кудрявую дворнягу со «штанами» и «подвесом» на хвосте, плюс 30 — 40 минут на гладкошерстного фокса… Короче, если сейчас все трое столкнутся, мне предстоит весёлый банный день.
Презрев условные рефлексы, я довольно жёстко и довольно возмущённо отрезаю: «Всем стоять! К Нике не подходить. И ты, ………, ко мне не приближайся и собак не трогай… Уууу…» Ника, бежавшая по команде «ко мне», резко тормозит, и глаза у неё такие, что мне уже стыдно, будто я у ребёнка конфету отняла. Она разворачивается и уходит. Ей не нужен ржаной сухарик, она даже не смотрит на меня, не обращает никакого внимания на скачущую между нами Басту, которая ничего не понимает, волнуется и тщетно пытается позвать гордячку обратно… Ника решительно держит путь домой. А до дома — две оживлённые дороги без светофора, и Нике 12 лет, а машины ей с детства до фонаря. И если сейчас с ней что-то случится, то виновата буду я… И она — мой самый старый друг, и этого друга, бегущего ко мне, я оттолкнула, прогнала… И хрупкая жизнь маленького гордого оленёнка с бархатными ушками дороже сотни банных дней… Закончилось всё благополучно, Ника дошла до дома, мы помирились, и теперь легко подшучивать над пожилой фоксой, которая «ушла в свою обиду, и сказала, что не выйду». Надеюсь, мой условный рефлекс больше не подведёт… Хорошо, что наш контакт, холимый и лелеемый 12 лет, не пострадал из-за минутной слабости и мы по-прежнему большие друзья.
|