Я бы носил с собой палку, если бы не выглядел при этом глупо. Спросим себя и юриста.
Вы любите животных? Да? Я тоже. Братья наши меньшие мне в большинстве своем глубоко симпатичны.
А как вы относитесь к все тем же меньшим братьям, которые поджидают вас в темных переулках, зловеще смотрят на вас из кустов, и не дай Бог, от вас будет пахнуть чем-нибудь съестным.
Сегодня мы говорим о бездомных собаках. О тех, для кого человек, если и друг, то отнюдь не такой близкий, что бы его нельзя было рассматривать как добычу.
Зайдем с другой стороны.
На стройке возле старого аэропорта живет настоящая собачья семья. Пара взрослых животных и восемь (да-да, восемь) щенков. Милейших созданий. В любом нормальном человеке они вызывают умиление и восторг. Их так жалко. Они живут в холоде и голоде, редкий прохожий кинет им что-нибудь пожевать. Да, жалко.
А что будет через год-два? Я искренне надеюсь, что эти малыши не запомнят тех, кто не кинул им кусок колбасы в прошлом. Ведь они вырастут. И никаких умильных улыбок не будет возникать при встрече с ними.
За примером далеко ходить не надо. Разве что до Бежицы – далеко.
Улица Куйбышева (напомню, центральная улица Бежицкого района) уже привыкла к лаю десятков собак. Они нашли пристанище в одном из дворов жилого дома. И как вы думаете, где конкретно? На детской площадке, как это вы угадали?
Их много. Они злые, вечно голодные и не боятся людей. Потому что их много, они злые и вечно голодные. Естественно, таких стай по городу множество, я лишь говорю о тех, с кем сам периодически сталкиваюсь (и надо признаться, любитель животных во мне в это время куда-то пропадает).
Я бы не выпустил своего ребенка гулять на детскую площадку, оккупированную бездомными животными. Это само собой разумеещееся. Я бы вообще постарался пореже отпускать ребенка на улицу, зная, что ОНИ где-то рядом. Я десятки раз наблюдал прохожих, отбивающихся от собак. Камнями, сумками, ногами. Иногда молодежь даже жертвует бутылками с пивом, купленными для того, что бы скрасить вечер субботы. Бездомные животные не чтят наши гражданские права на свободу передвижения.
Да уж. Проблема.
Проблему необходимо рассматривать с разных сторон. И выслушивать мнения разных людей. По этой теме у меня состоялась беседа с директором Центра Правовой помощи населению, Павлом Александровичем Шушкановым. Я постарался понять, как он смотрит на увеличение популяции бездомных собак с обыденной и юридической точки зрения.
Я: Павел Александрович. Вы прежде всего человек, а уж потом юрист. Как вы смотрите на ситуацию, сложившуюся в городе? Чисто по-человечески.
П. А.: Прежде всего я считаю, что за этими милыми животными необходим контроль. Причем контроль достаточно жесткий. Увы, его не всегда возможно обеспечить. К тому же многим людям очень жалко собак, они их подкармливают, мол такие несчастные, жить негде. Пока они маленькие, они, конечно, несчастные, но потом-то они превращаются во взрослых животных, которым просто кусочка хлеба, брошенного прохожим, уже мало. Они начинают бесконтрольно размножаться. И в конце концов просто становятся опасными для людей.
Я: А как вы видите решение этой проблемы как юрист?
П.А.: В большинстве стран имеет место принудительная стерилизация бездомных собак. Но дело в том, что это решает проблему лишь частично. Если собак после стерилизации выпускают на улицы, они не менее опасны для нас с вами. А ждать, пока они уйдут из жизни естественным путем, нам все равно приходится в страхе. Поэтому я считаю, что необходимы более радикальные методы. Их надо элементарно убирать с улиц.
Я: Убирать как в фильмах про киллеров или вылавливать и помещать в специальные места?
П.А.: Собака собаке рознь. Если конкретный пес болен (я имею в виду бешенство и тому подобное), тогда она опасна настолько, что нет никакого смысла оставлять ее в живых. Как бы жестоко это ни звучало.
Я: А каким образом разграничить собак на опасных и неопасных? Ведь есть просто агрессивные, но вполне здоровые собаки. Быть укушенным здоровой собакой не хочется почти так же, как бешеной. Уж простите, не хотим мы быть укушенными вообще.
П.А.: Разграничивать? Исключительно по их агрессии. Решать вопрос, так сказать, персонально.
Я: А неопасных собак куда? Оставлять на улицах?
П.А.: Есть же специальные приемники. Где собак не уничтожают. Конечно, для этого необходимы средства, но это разумный выход. И вполне гуманный.
Я: А вы не считаете, что общественность (некусанная) может воспротивиться такому радикальному методу, как уничтожение? Даже, если собака агрессивна.
П.А.: Вот некусанная и воспротивится. А те, кто самолично от собак отбивался, против не будут. Эту проблему можно и нужно решать как можно скорее. И если это потребует каких-то радикальных мер, я их поддерживаю.
Звонит телефон, начинается оживленная беседа квалифицированного юриста с трубкой, я чувствую себя лишним и исчезаю.
Решать проблему надо. Вопрос в том, готовы ли вы пойти на радикальные меры ради обеспечения своей же безопасности? Или мы и дальше будем с умилением заглядывать в грустные глаза будущих диких зверей?
|