А разве не должно быть наоборот? Ведь если подумать, зачем для того, чтобы сбить голубя (птичку маленькую такую все, наверное, видели), нужно иметь мощное, дальнобойное и точное ружьё? В голове не укладывается. Не логичнее было бы для охоты на голубей иметь лёгкое ружьё с большим разлётом дроби, чтобы попасть, практически не целясь?
Оказывается, нельзя. Дореволюционный охотничий словарь: «Отдельно от обыкновенных охотничьих ружей должны быть также поставлены садочные (голубиные) ружья, употребляемые для стрельбы на голубиных садках, отличающиеся исключительно большим своим весом, превышающим 8 фунтов (более 4 кг) и обусловливающим достижение наилучшего, по силе и кучности, боя». Источник: Викизнание, раздел «Ручное огнестрельное оружие».
Почему? Давайте разберёмся.
Охота дробью из ружей известна еще со времён Средневековья. А в перерывах между охотами, чтобы не утратить навыков, охотники нередко тренировались в стрельбе по подбрасываемым в воздух птицам. Чаще всего это были голуби. Со временем, такая «голубиная» стрельба стала азартным развлечением и настоящим спортом с его величайшей конкуренцией, высокими денежными ставками и страстным желанием участников «выпендриться». Своё начало этот спорт берёт в Испании, но в конце 18-го века он быстро распространился по всей Европе.
Первое письменное упоминание о соревнованиях по «садочной» стрельбе в Англии относится к 1790 году. Садочной, от слова «садок», в котором держали голубя до выпускания на, выражаясь современным языком, «стенд». Строгих правил сначала не существовало, хотя затем в 19 веке англичане разработали очень подробные правила «садочной» стрельбы. Ружья для такой «садочной» стрельбы тоже стали называть «садочными».
Площадка для стрельбы «по птичкам» имела довольно большие размеры – радиус его окружности равнялся 90-100 м. На определённом расстоянии от стрелка была натянута верёвка. Стрелок имел право стрелять только тогда, когда голубь пролетал над верёвкой. Дальность при этом составляла 40-70 м, довольно далеко для гладкоствольного ружья. Поэтому «садочные» ружья имели более длинные стволы, чем обычные охотничьи ружья.
Отдельно надо сказать и о самих «голубках», это были не те жирные откормленные птицы, которых мы встречаем во дворах или, тем паче, на каком-нибудь зернохранилище, где их можно просто давить ногами. «САДОЧНЫЙ ГОЛУБЬ – культивировавшийся с середины прошлого века в России и ряде стран Европы специально для голубиных садок (стрельб). Был миниатюрнее дикого голубя, с более коротким хвостом, отличался быстрым полетом и крепостью на рану». (Источник: http://www.tropaohotnika.ru/slovarik04.php)
По условиям соревнований подранок в очки не зачитывался, «снять» голубя надо было «чисто», чтобы он упал на землю уже мёртвый. Вот эти требования и оказали огромное влияние на развитие охотничьих и спортивных ружей и огнестрельного оружия вообще.
Сначала использовались обычные ружья, тяжелые, с неточным боем, и вообще довольно неуклюжие. Дальше оружейные мастера, а затем и оружейные фирмы стали делать ружья именно для садочной стрельбы.
Первое изобретение, внедрённое именно на голубиных стендах – стволы из высококачественной литой тигельной стали, заменившей многократно прокованный, прочный, но очень тяжёлый дамаск. Далее болт Гринера, круглый поперечный болт, проходивший в момент запирания через хвостовик прицельной планки и входивший в колодку, тоже впервые был применён на ружьях для голубиных «пострелушек». Первые дульные сужения, чоки, тоже вначале были применены для более точной стрельбы по голубям. На этих ружьях отрабатывались конструкции замков, механизмов, пружин, прицельных приспособлений и даже боеприпасов. Кстати, эжектор, который выбрасывает патроны при переломе ружья для повышения скорострельности, был впервые применен на «голубиных ружьях» ещё в 1873 г.
На «голубином стенде» были опробованы и первые двустволки. Легендарный оружейник Джеймс Пёрде отрабатывал свою систему соединения стволов с колодкой с помощью продольной рамки, входившей в пазы подствольных крюков, именно на ружьях для голубиной стрельбы, о чём остались множество документов и фотографий.
«Голубиные ружья» разрабатывали все страны, где была развита оружейная промышленность. Англичане называли такие ружья Pigeon Guns, немцы – Taubenflinten, французы – Fusil pour le tir aux pigeons. Кстати, американцы, сделавшие ставку на многозарядные системы, шли путём, несколько отличным от Европы, там чаще стреляли не по летящим, а по бегущим мишеням.
Каждая фирма, выпускавшая в конце 19-го века это оружие, внесла свой вклад в его совершенствование. Многие оригинальные разработки оружейников были обусловлены достижениями прикладных наук: металлургии, материаловедения, металлообработки и точной механики.
Лавинообразное совершенствование охотничьих ружей затормозилось в самом конце 19-го века. Именно тогда выработался своеобразный стандарт такого «голубиного» оружия. Калибр – только 12-й, как самый оптимальный по весу ружья, кучности и дальнобойности. Обычно ружьё было двуствольным, чтобы успеть выстрелить по двум птицам за короткое время. Очень узкие дульные сужения для более кучной стрельбы, ружья испытывались стрельбой мелкой дробью на расстоянии до 70 м! Для того чтобы «бросить» мелкую дробь на такое большое расстояние, нужен большой заряд пороха, гораздо больше, чем для стрельбы пулей или картечью, следовательно, казённые части, стволы и механизмы делали с большим запасом прочности.
Большой вес из-за массивных стволов и сложных механизмов не пугал, не на себе таскать, выстрелил и поставил. Большинство ружей изготовлялось индивидуально под заказчика. Длиннющие стволы, прямая английская ложа, отсутствие анатабок (креплений для ружейного ремня) – внешние отличительные признаки спортивного ружья начала 20-го века. Поскольку желание «выпендриться» тоже было не последним на «голубиных» пострелушках, ружья эти богато и утончённо украшали, привлекая лучших мастеров-гравёров и даже ювелиров.
Ну, а позднее, перед Первой мировой войной, сам термин «голубиное ружьё» ушел в историю и был заменён более прозаичным термином «спортивное ружьё» (Sporting Gun). Хотя соревнования в дисциплине «стрельба по голубям» проводились в течение пяти Олимпиад – с 1900 по 1920 гг.
В современных описаниях гладкоствольных ружей термин «голубиное ружьё» применяется очень редко. Последний раз я его встречал в описании немецкого ружья «Зауэр 17», 1964 г. И ещё собственное наблюдение: описание каждого спортивного ружья фирмы Merkel Jagd-und-Sportwaffen GmbH начинается с констатации факта, что первое сконструированное в этой фирме ружьё было именно «голубиным», т.е. соответствовало самым высшим стандартам для ружей своего времени.
Ну и напоследок цитата. «В гармоничном сочетании выдающегося боя, утончённости отделки, образцовых технических решений, эстетической завершённости, наконец, необъяснимого обаяния садочное «голубиное» ружьё до сих пор остаётся непревзойдённым и во многом служит эталоном для подражания уже почти сто лет».
(Юрий Маслов. Журнал «МастерРужье» № 58.)
|